Воспрепятствование деятельности медработников по оказанию медицинской помощи влечет в том числе уголовную ответственность.
Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ (вступил в силу 06.08.2019) установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть.
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью пациента, будет наказываться штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее смерть пациента, будет наказываться ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел.
Кроме того, Федеральным законом от 26.07.2019 № 229-ФЗ (вступил в силу также 06.08.2019) усилена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности медработника по оказанию помощи.
Так, административный штраф от 4 тысяч до 5 тысяч рублей придется заплатить лицам, которые в любой форме препятствуют оказанию медпомощи.
Исключения составят случаи, когда водители не пропускают машину скорой помощи. За это они будут наказаны по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ, ответственность по которой ужесточена. Штраф составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей вместо нынешних 500 рублей. Лишить прав за данное нарушение смогут на срок от трех месяцев до года (сейчас - от одного до трех месяцев).
Отграничение уголовной ответственности от административной, исходя из анализа вышеуказанных статей, состоит в том повлекли ли действия (бездействие) по воспрепятствованию законной деятельности медработника по оказанию помощи последствия для пациента в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо его смерть. В случае наличия таких последствий ответственность будет уголовной, а при отсутствии - административной.
Федеральным законом от 29.07.2018 № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» урегулированы вопросы информационного взаимодействия Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных органов с ФНС России, МВД России, органами записи актов гражданского состояния и другими органами и организациями при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах.
Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц (в том числе неработающих) в целях формирования бюджета Федерального фонда, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов.
Также устанавливается основание приостановления действия полиса обязательного медицинского страхования (призыв (поступление) застрахованного лица на военную (приравненную к ней) службу на срок ее прохождения) и основания признания его недействительным (в случаях, например, прекращения гражданства РФ, аннулирования вида на жительство (разрешения на временное проживание), утраты или лишения статуса беженца).
Закон вступил в силу 10.08.2018 (за исключением отдельных положений).
Федеральным законом от 19.07.2018 № 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены полномочия прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан.
Прокурор наделен правом подачи административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством (при этом административное исковое заявление подписывается прокурором).
Кроме того, прокурором также может быть подано административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
В случае, если административное дело о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.
Федеральный закон вступил в силу 30.07.2018.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
Поскольку туберкулез входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60, предусмотрено, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Родители имеют право отказаться от проведения пробы Манту, но в любом случае для посещения детского сада необходимо будет получить медицинское заключение об отсутствии у ребенка туберкулеза.
Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, регламентируется Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н, имеющийся в свободном доступе в сети Интернет.
Данным приказом, в том числе, детально определены составы бригад скорой помощи, требования к оснащению станций и машин скорой помощи.
Вызов скорой медицинской помощи осуществляется:
а) по телефону путем набора номеров "03", "103", "112" и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь;
б) с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности;
в) при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь;
г) при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб.
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе: а) нарушения сознания; б) нарушения дыхания; в) нарушения системы кровообращения; г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц; д) болевой синдром; е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов); ж) термические и химические ожоги; з) кровотечения любой этиологии; и) роды, угроза прерывания беременности.
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.
Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Сайт использует файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете согласие на обработку файлов cookies и соглашаетесь с политикой в отношении обработки и защиты персональных данных. Вы можете отключить использование файлов cookies путем изменения настроек вашего браузера, при этом работоспособность сайта и доступность его функционала в полном объеме могут быть ограничены.