Департамент здравоохранения

Вологодской области

Приемная департамента:
Телефон: 8 (8172) 23-00-70
Факс: 8 (8172) 23-00-70
Вологда, Предтеченская 19

Горячая линия по вопросам лекарственного обеспечения льготных категорий граждан

8 (8172) 53-00-44

Телефон горячей линии по вопросам организации медицинской помощи

8 (8172) 23-00-76 (доб.6217)

График работы:
понедельник - пятница
с 10:00 до 12:00
с 14:00 до 16:00
Телефон горячей линии по обезболивающей терапии

8 (8172) 21-54-72

График работы:
круглосуточно

Кадровая политика

Среди приоритетных задач департамента здравоохранения области особое значение имеет развитие кадрового потенциала государственных учреждений здравоохранения области, повышение укомплектованности медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, обеспечение соответствия данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи.

Государственная программа "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2014-2020 годы

Приложение 7

 Государственной программе

 ПОДПРОГРАММА

"КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

(ДАЛЕЕ - ПОДПРОГРАММА 7)

Наименование Подпрограммы 7

"Кадровое обеспечение системы здравоохранения"           

Ответственный исполнитель Подпрограммы 7

департамент здравоохранения области                      

Цель       Подпрограммы 7

обеспечение системы здравоохранения области  высококвалифицированными специалистами                    

Задачи       Подпрограммы 7

снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной системы  здравоохранения; 

устранение дисбаланса в соотношении врачи/средний медицинский персонал; 

совершенствование системы практической и постдипломной   подготовки медицинских и фармацевтических работников;

совершенствование целевой контрактной подготовки врачебных кадров;                     

внедрение механизма аккредитации медицинских и   фармацевтических специалистов;             

повышение престижа медицинской профессии и привлечение   выпускников общеобразовательных организаций области в медицинские образовательные организации                  

Целевые      индикаторы и показатели   Подпрограммы 7

обеспеченность врачебными кадрами на 10 тыс. населения;                    

обеспеченность медицинскими работниками со средним  медицинским образованием на 10 тыс. населения;                                                                                

доля выпускников профессиональных образовательных   организаций, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года,%;

соотношение врачи/средний медицинский персонал, коэффициент;

количество подготовленных специалистов в интернатуре и   ординатуре в государственных образовательных организациях высшего образования, человек в год;                                                                                                             

количество подготовленных специалистов по программам     дополнительного медицинского и фармацевтического   образования в государственных образовательных организациях высшего образования, человек в год;                     

количество подготовленных специалистов по программам  дополнительного медицинского и фармацевтического  образования в государственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования, человек в год;                                                                                                  

количество подготовленных специалистов по программам     дополнительного медицинского и фармацевтического   образования в государственных профессиональных  образовательных организациях, человек в год;                         

доля выпускников высших учебных заведений, обучавшихся в рамках целевой подготовки и трудоустроенных после   завершения обучения в государственные учреждения   здравоохранения области, выдавшие целевые направления, %;  

доля аккредитованных специалистов, %;                                                                 

соотношение средней заработной платы врачей и иных   работников медицинских организаций, имеющих высшее   медицинское (фармацевтическое) или иное высшее   профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в области, %;                                                                                                              

соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной   платы в области,%;

соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление     медицинских услуг) и средней заработной платы в области, %

Этапы и срокиреализации   Подпрограммы 7

Подпрограмма 7 реализуется в один этап с 2014 по 2020 годы

Объемы       бюджетных    ассигнований Подпрограммы 7

всего - 755079.67 тыс. рублей, в том числе по годам:     

2014 год - 78016.7 тыс. руб.,                            

2015 год - 84606.7 тыс. руб.,                            

2016 год - 107193.8 тыс. руб.,                           

2017 год - 112875.07 тыс. руб.,                          

2018 год - 118631.7 тыс. руб.,                           

2019 год - 124207.39 тыс. руб.,                          

2020 год - 129548.31 тыс. руб.,                           

из них:                                                  

средства областного бюджета (собственные средства) -     

755079.67 тыс. руб., в том числе по годам:               

2014 год - 78016.7 тыс. руб.,                            

2015 год - 84606.7 тыс. руб.,                            

2016 год - 107193.8 тыс. руб.,                           

2017 год - 112875.07 тыс. руб.,                          

2018 год - 118631.7 тыс. руб.,                           

2019 год - 124207.39 тыс. руб.,                          

2020 год - 129548.31 тыс. руб.                           

Ожидаемые    результаты   реализации  

Подпрограммы 7

результативность и эффективность мероприятий Подпрограммы 7 в 2020 году по отношению к 2013 году оценивается на   основании следующих показателей:                               

увеличение показателя обеспеченности врачебными кадрами до 34.2 на 10 тыс. населения;  

величение показателя обеспеченности специалистами со    средним медицинским образованием до 102.2 на    10 тыс. населения;                                       

увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных в           государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года до 87%;      

изменение соотношения врачи/средний медицинский персонал до 1/4;                                                  

обеспечение ежегодной подготовки специалистов по программам дополнительного медицинского и                фармацевтического образования в государственных образовательных организациях высшего образования не менее 1440 человек в год;                                      

обеспечение ежегодной подготовки специалистов в интернатуре и ординатуре в государственных образовательных организациях высшего образования не менее 105 человек в  год;                                                     

обеспечение ежегодной подготовки специалистов по программам дополнительного медицинского и                фармацевтического образования в государственных  образовательных организациях дополнительного             профессионального образования не менее 60 человек в год; 

обеспечение ежегодной подготовки специалистов по программам дополнительного медицинского и                фармацевтического образования в государственных  профессиональных образовательных организациях не менее  3500 человек в год;                                      

увеличение доли выпускников высших учебных заведений, обучавшихся в рамках целевой подготовки и трудоустроенных после завершения обучения в государственные учреждения  здравоохранения области, выдавшие целевые направления, до 100%;                                                    

обеспечение до 2020 года аккредитации 100% медицинских и фармацевтических работников, занимающихся профессиональной деятельностью;                                            

увеличение средней заработной платы врачей и иных  работников медицинских организаций, имеющих высшее   медицинское (фармацевтическое) или иное высшее  образование, предоставляющих медицинские услуги          (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в области;

увеличение средней заработной платы среднего медицинского(фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) до средней заработной  платы в области;                      

увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) до 200 процентов от средней заработной платы в области 

 

1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы 7

Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой здравоохранения в качестве одной из ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации.

Среди приоритетных задач департамента здравоохранения области особое значение имеет развитие кадрового потенциала государственных учреждений здравоохранения области, повышение укомплектованности медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, обеспечение соответствия данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи.

Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных организаций, несовершенство системы социальных гарантий, отсутствие жилья и другие проблемы приводят к оттоку квалифицированных медицинских кадров в другие сферы деятельности, что усугубляет ситуацию, связанную с обеспечением государственных учреждений здравоохранения медицинскими работниками, и не позволяет продуктивно управлять кадровыми процессами.

Последние годы кадровая ситуация в системе здравоохранения области остается сложной. По состоянию на 1 января 2013 года в отрасли здравоохранения области работают 28155 человек, в том числе врачей - 3780 человек, специалистов со средним профессиональным образованием - 12043 человека. За период с 2000 по 2012 годы численность врачей, работающих в учреждениях здравоохранения области, сократилась на 8%, специалистов со средним медицинским образованием - на 15%.

Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами по области после положительной динамики до 2009 года (2005 год - 32.2 на 10 тыс. населения, 2008 год - 32.8 на 10 тыс. населения) снизился до 31.5 на 10 тыс. населения в 2012 году.

Одновременно отмечается снижение уровня обеспеченности населения средним медицинским персоналом, составившим в 2012 году 100.5 на 10 тыс. населения (2000 год - 108.8 на 10 тыс. населения, 2006 год - 111.0 на 10 тыс. населения).

В целом по области укомплектованность врачами - 89.2% при коэффициенте совместительства 1.8, специалистами со средним медицинским образованием - 93.8% при коэффициенте совместительства 1.5. В ряде муниципальных районов области укомплектованность врачебными кадрами ниже 50% (Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Кадуйский, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сямженский, Усть-Кубинский районы).

Дефицит медицинских кадров, как врачей, так и средних медицинских работников, отмечен во всех видах медицинских организаций. Дефицит врачебных кадров, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, - 1457 человек. Дефицит врачебных кадров, оказывающих медицинскую помощь в условиях стационара, 1514 человек. Отмечается наибольший дефицит ряда врачей-специалистов, преобладающий в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: терапевтов, педиатров, неврологов, оториноларингологов, психиатров-наркологов, онкологов, дерматовенерологов, офтальмологов, эндокринологов. Высокий дефицит врачей-хирургов имеется как в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, так и в учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Остается актуальной проблема нехватки врачей узких специальностей в центральных районных больницах. В структуре вакансий врачебных должностей в районных учреждениях здравоохранения от общей численности вакансий преобладают врачи функциональной диагностики (64%), врачи клинической лабораторной диагностики (50%), врачи-терапевты (48%), врачи - анестезиологи-реаниматологи (42%), врачи-педиатры (37%), врачи-стоматологи (37%), врачи-хирурги (35%). Сложная ситуация складывается в службе скорой медицинской помощи ввиду укомплектованности ее врачебным составом лишь на 27.3%, медицинским сестрами и фельдшерами - на 82.4%, из них специалисты в возрасте до 40 лет составляют 40%.

Возрастная структура медицинских кадров свидетельствует о значительной доле лиц пенсионного и предпенсионного возраста: врачи в возрасте 50 лет и старше составляют 45%, специалисты со средним медицинским образованием - 30%. Средний возраст работающих в области врачей - 47 лет, среднего медицинского персонала - 43.5 года.

Снижение уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников, консерватизм в применении современных образовательных технологий, медленное внедрение в учебный процесс знаний по ряду быстро развивающихся направлений медицины не позволяют обеспечить устойчивую динамику развития здравоохранения, включая повышение уровня обеспеченности качественными медицинской помощью и фармацевтическими услугами.

В 2012 году прошли последипломную подготовку 1514 врачей государственных учреждений области (из них 1279 человек (84.5%) - на 32 выездных циклах) и 4294 работника со средним медицинским образованием, 5 врачей направлены в двухгодичную клиническую ординатуру, 84 человека окончили одногодичную клиническую интернатуру, 97 человек зачислены в интернатуру на 2012 - 2013 годы. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" подготовлены 56 врачей (план выполнен на 100%). Имеют сертификат специалиста 97.5% врачей.

В целях подготовки врачебных кадров департамент здравоохранения области взаимодействует с 10 медицинскими высшими учебными заведениями Северо-Западного и Центрального федеральных округов. В 2012 году целевой прием на 1-й курс составил 102 человека (2011 год - 94 человека). Возврат специалистов, поступавших от Вологодской области по целевому приему в высшие учебные заведения, - 80%.

В области три государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, подведомственных департаменту здравоохранения области, ежегодный выпуск средних медицинских работников составляет около 350 человек. Подготовка осуществляется по специальностям "Лечебное дело", "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Фармация", "Стоматология ортопедическая", "Лабораторная диагностика". Для организаторов сестринского дела (главные, старшие медицинские сестры учреждений здравоохранения) организован повышенный уровень обучения по государственным стандартам на базе БОУ СПО ВО "Вологодский областной медицинский колледж" и БОУ СПО ВО "Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова". Структурными подразделениями всех образовательных учреждений являются отделения повышения квалификации, которые осуществляют постдипломную подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Ежегодно повышение квалификации проходят около 3500 тыс. человек. Имеют сертификат специалиста 94% медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня является аттестация медицинских работников здравоохранения на квалификационную категорию. В области в настоящее время отмечается тенденция уменьшения общей численности аттестованных врачей-специалистов в районных учреждениях здравоохранения, что объясняется общей численностью убывших из данных учреждений врачей. Квалификационную категорию имеют 65% (2006 год - 68%) специалистов с высшим медицинским образованием и 69% (2006 год - 71%) со средним медицинским образованием. Планируется разработка механизма аккредитации специалистов и его реализация с 2016 года. Полный охват аккредитацией специалистов, работающих в системе здравоохранения области, планируется завершить к 2021 году.

Требует особого внимания организация работы по формированию мотивации молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в государственной системе здравоохранения и постоянному профессиональному совершенствованию.

Наряду с мероприятиями по насыщению системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обеспечению привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения и сохранению имеющихся кадров острейшей проблемой остается снижение престижа медицинской профессии.

Одним из важных аспектов престижа профессии является адекватная оценка обществом, государством роли и труда медицинских работников, отражающаяся, в частности, в уровне их заработной платы.

Средняя заработная плата по отрасли здравоохранения по итогам 2012 года составила 15029 рублей, в том числе по врачебному персоналу - 29464 рубля, по среднему медицинскому персоналу - 14754 рубля, по младшему медицинскому персоналу - 6927 рублей.

В сравнении с 2011 годом рост средней заработной платы работников учреждений здравоохранения области составил 8.3%, в том числе по врачебному персоналу - 5.6%, по среднему медицинскому персоналу - 7.8%, по младшему медицинскому персоналу - 7.8%.

В 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" 35 медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн. рублей.

В соответствии с законом области от 30 марта 2011 года N 2488-ОЗ "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" в 2011 - 2012 годах организовано предоставление единовременной выплаты 32 специалистам с высшим профессиональным образованием.

В области на протяжении многих лет проводятся ежегодные конкурсы профессионального мастерства "Лучший врач года", "Лучший фармацевтический работник", "Лучший специалист со средним профессиональным образованием (в соответствии с номинацией по специальности)", позволяющие оценить наиболее значимые достижения и выявить перспективные проекты.

Реализация мероприятий Подпрограммы 7 позволит обеспечить увеличение значения обеспеченности врачами и специалистами со средним профессиональным образованием на 10 тыс. населения, увеличение соотношения врачей и средних медицинских работников, существенно повысить качество профессионального образования медицинских и фармацевтических работников, включая создание системы непрерывного профессионального образования с высокой долей практической подготовки, соответствующей современным потребностям практического здравоохранения, совершенствовать систему определения степени готовности медицинского или фармацевтического работника к осуществлению профессиональной деятельности, привлечь молодых специалистов в отрасль, в первую очередь, выпускников, подготовка которых осуществлялась в рамках целевого обучения, и сохранить имеющийся кадровый потенциал за счет повышения престижа профессии и мотиваций для занятия ими профессиональной деятельностью. Мероприятиями Подпрограммы 7 предусмотрено поэтапное повышение к 2018 году заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, до 200% от средней заработной платы по региону, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского (фармацевтического) персонала - до 100% от средней заработной платы по региону. Будет продолжена практика проведения ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди работников медицинских и фармацевтических организаций.

 

2. Цель, задачи, сроки реализации Подпрограммы 7

Цель - обеспечение системы здравоохранения области высококвалифицированными специалистами.

Задачи:

снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной системы здравоохранения;

устранение дисбаланса в соотношении врачи/средний медицинский персонал;

совершенствование системы практической и постдипломной подготовки медицинских и фармацевтических работников;

совершенствование целевой контрактной подготовки врачебных кадров;

внедрение механизма аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов;

повышение престижа медицинской профессии и привлечение выпускников общеобразовательных организаций области в медицинские образовательные организации.

Подпрограмма 7 реализуется в один этап с 2014 по 2020 годы.

 

3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 7

Основное мероприятие 7.1 "Совершенствование системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников"

В условиях постоянно развивающихся и меняющихся высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний требуется формирование как у студентов, так и практикующих специалистов навыков, необходимых при работе с современным лечебно-диагностическим оборудованием, и широкое внедрение инновационных методов образования.

Сокращение дефицита среднего медицинского персонала в первую очередь планируется осуществить посредством наращивания объема соответствующей подготовки в профессиональных образовательных организациях области.

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее также - ФГОС СПО), необходимостью совершенствования учебного процесса через организацию его на модульно-компетентностной основе и повышением качества подготовки профессионально-компетентностной, творческой личности специалиста для отрасли здравоохранения будет проведено обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса соответственно ФГОС СПО (обеспечение симуляторами, фантомами, учебной литературой).

Предусматриваются мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту здравоохранения области, в том числе капитальный ремонт зданий и помещений БОУ СПО ВО "Вологодский областной медицинский колледж", БОУ СПО "Череповецкий медицинский колледж им. Н.М. Амосова", БОУ СПО ВО "Великоустюгский медицинский колледж им. Н.П. Бычихина".

Реализация мероприятия 7.1 Подпрограммы 7 будет направлена также на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний, умений и навыков на этапе дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников будут организованы на базе профессиональных образовательных организаций области.

Планируется ежегодная подготовка специалистов в интернатуре и ординатуре не менее 105 человек в год, ежегодная подготовка специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования не менее 1500 человек в год.

Также будет организована подготовка медицинских и фармацевтических работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием на базе профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту здравоохранения области, не менее 3500 человек в год.

Одновременно планируется организовать работу по внедрению дистанционного обучения медицинских и фармацевтических работников, студентов профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту здравоохранения области, с использованием системы видеоконференцсвязи и телемедицины, а также создание электронной медицинской библиотеки для работников медицинских организаций области.

Для обеспечения повышения степени удовлетворенности населения области качеством оказываемой медицинской помощи и предоставляемых фармацевтических услуг, включая вопросы этики поведения медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, организация работы по совершенствованию программ подготовки медицинских и фармацевтических работников будет проведена с учетом необходимости актуализации вопросов деонтологии и увеличения объема подготовки, предусмотренного на данную дисциплину.

При этом для обеспечения эффективности реализации проводимых в отрасли реформ, напрямую зависящей от уровня подготовки не только рядовых работников, но и руководящего состава медицинских и фармацевтических организаций, будет организовано повышение квалификации административно-управленческого персонала государственных медицинских и фармацевтических организаций по вопросам совершенствования организации управления здравоохранением в условиях динамичного развития отрасли.

Указанная подготовка обеспечит овладение руководящими работниками медицинских и фармацевтических организаций современными управленческими компетенциями и технологиями в здравоохранении, что, в свою очередь, будет способствовать оптимальному использованию ресурсов, направляемых на модернизацию здравоохранения, повышение качества медицинской помощи и фармацевтических услуг.

Также будет обеспечиваться внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических работников.

Основное мероприятие 7.2 "Реализация мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала отрасли"

Необходимость развития кадрового потенциала отрасли, способного обеспечить высокое качество оказываемых медицинских и фармацевтических услуг населению области, обуславливает значимость принятия комплексных мер по повышению престижа медицинской профессии.

Одним из направлений реализации данного мероприятия являются конкурсы профессионального мастерства "Лучший врач года", "Лучший специалист со средним профессиональным образованием (в соответствии с номинацией по специальности)", "Лучший фармацевтический работник". Наряду с этим планируется ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту здравоохранения области.

С целью повышения общественного признания труда и особых заслуг медицинских работников учреждений здравоохранения области утвержден Почетный знак Губернатора области "За заслуги в развитии здравоохранения Вологодской области", которым ежегодно на торжественном мероприятии, посвященном Дню медицинского работника, награждаются 30 лучших специалистов отрасли.

Вместе с тем одним из основных компонентов реформирования отрасли здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества профессиональной деятельности.

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижа медицинской профессии, ликвидации оттока медицинских кадров в учреждения негосударственных форм собственности необходимо обеспечить медицинских работников государственных медицинских организаций конкурентным уровнем заработной платы. Реализация данного мероприятия будет осуществляться посредством поэтапного повышения заработной платы медицинским работникам государственных учреждений области и к 2018 году.

При этом повышение оплаты труда медицинских работников будет связано с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Для установления действенных механизмов вышеуказанной зависимости необходимо обеспечить поэтапный перевод медицинских работников на "эффективный контракт", то есть на трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.

Для решения данной задачи в рамках установленных систем оплаты труда работников государственных учреждений планируется усилить значение стимулирующих выплат и их долю в фонде оплаты труда учреждения. При этом стимулирование работников будет осуществляться исключительно за выполнение целевых показателей эффективности их труда.

Обязательным условием эффективного функционирования системы здравоохранения является закрепление подготовленных кадров на рабочих местах с учетом потребности учреждений здравоохранения в конкретных специалистах, обеспечение их высокого социального статуса и благополучия.

С целью улучшения кадровой ситуации в отрасли здравоохранения планируется реализация мероприятий по совершенствованию системы оказания мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Мероприятием 7.2 Подпрограммы 7 определены механизмы привлечения молодых специалистов в отрасль и сохранения имеющегося кадрового потенциала, в том числе за счет:

установления меры социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 4.0 тыс. рублей в месяц студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия" и "Стоматология" в рамках целевой контрактной подготовки;

установления меры социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 4.0 тыс. рублей в месяц интернам, обучающимся в интернатуре по отдельным специальностям;

направления специалистов с высшим медицинским образованием для получения второй интернатуры в целях трудоустройства в учреждения здравоохранения области.

Важнейшая задача снижения кадрового дефицита в отрасли - профессиональная ориентация молодежи. Для создания полноценной и преемственной системы профориентации молодежи требуется формирование системы профориентационной работы в каждом учреждении здравоохранения области. Комплексный подход всех учреждений позволит разрешить ключевые проблемы выбора профессии, профессиональной подготовки и создания условий для профессионального развития.

Основными направлениями профориентационной работы в рамках реализации мероприятия 7.2 Подпрограммы 7 являются:

организация производственной практики студентов медицинских высших учебных заведений на базе государственных учреждений здравоохранения области, от которых получено целевое направление;

проведение "Ярмарок вакансий" для студентов 5 - 6 курсов медицинских высших учебных заведений с участием руководителей государственных учреждений здравоохранения области;

организация производственной практики студентов профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту здравоохранения области, на базе государственных учреждений здравоохранения области;

создание в профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаменту здравоохранения области, школ "Юный медик";

организация и проведение дней открытых дверей для учащихся общеобразовательных организаций области в профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаменту здравоохранения области.

 

4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы 7

Объем финансовых средств, необходимых для реализации Подпрограммы 7:

всего - 755079.67 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 78016.7 тыс. руб.,

2015 год - 84606.7 тыс. руб.,

2016 год - 107193.8 тыс. руб.,

2017 год - 112875.07 тыс. руб.,

2018 год - 118631.7 тыс. руб.,

2019 год - 124207.39 тыс. руб.,

2020 год - 129548.31 тыс. руб.,

из них: средства областного бюджета (собственные средства) - 755079.67 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 78016.7 тыс. руб.,

2015 год - 84606.7 тыс. руб.,

2016 год - 107193.8 тыс. руб.,

2017 год - 112875.07 тыс. руб.,

2018 год - 118631.7 тыс. руб.,

2019 год - 124207.39 тыс. руб.,

2020 год - 129548.31 тыс. руб.

Ресурсное обеспечение Подпрограммы 7 за счет средств областного бюджета представлено в приложении 1 к Подпрограмме 7.

 

5. Целевые показатели реализации Подпрограммы 7

 Сведения о показателях Подпрограммы 7 представлены в приложении 2 к Подпрограмме 7.

Методика расчета показателей

1. Обеспеченность врачебными кадрами на 10 тыс. населения.

Источник данных: данные федерального государственного статистического наблюдения.

2. Обеспеченность медицинскими работниками со средним медицинским образованием на 10 тыс. населения.

Источник данных: данные федерального государственного статистического наблюдения.

3. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года, %, рассчитывается по формуле:

 Y = X / N x 100%, где:

X - число выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области;

N - общее количество выпускников профессиональных образовательных организаций.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

4. Методика расчета соотношения врачи/средний медицинский персонал указана в разделе 5 Государственной программы.

5. Количество подготовленных специалистов в интернатуре и ординатуре государственных образовательных организаций высшего образования, человек в год.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

6. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных организациях высшего образования, человек в год.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

7. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования, человек в год.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

8. Количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных профессиональных образовательных организациях, человек в год.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

9. Доля выпускников высших учебных заведений, обучавшихся в рамках целевой подготовки и трудоустроившихся после завершения обучения в государственные учреждения здравоохранения области, выдавшие целевые направления, %, рассчитывается по формуле:

Y = X / N x 100%, где:

X - число выпускников высших учебных заведений, обучавшихся в рамках целевой подготовки и трудоустроившихся после завершения обучения в государственные учреждения здравоохранения области;

N - общее количество выпускников высших учебных заведений, обучавшихся в рамках целевой подготовки.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

10. Доля аккредитованных специалистов, %, рассчитывается по формуле:

 Y = X / N x 100%, где:

X - число аккредитованных специалистов;

N - общее число специалистов.

Источник данных: данные учреждений здравоохранения области.

11. Методика расчета соотношения средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в области указана в разделе 5 Государственной программы.

12. Методика расчета соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в области указана в разделе 5 Государственной программы.

13. Методика расчета соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в области указана в разделе 5 Государственной программы.

 

 

Приложение 1

к Подпрограмме 7

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ 7 ЗА СЧЕТ

СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА (ТЫС. РУБ.)

 

   Статус  

Наименование основных      

мероприятий                

Источник           

финансирования     

                           Расходы (тыс. руб.), годы                            

   2014  

   2015  

   2016  

   2017   

   2018   

   2019   

   2020   

предельные объемы   

предельные объемы   

предельные объемы   

потребность

потребность

потребность

потребность

     1     

             2             

         3         

    4    

    5    

    6    

     7    

     8    

     9    

    10    

Подпрограмма 7          

Кадровое обеспечение системыздравоохранения            

       всего       

 78016.70

 84606.70

107193.80

 112875.07

 118631.70

 124207.39

 129548.31

в том числе за счетсобственных доходов областного бюджета 

 78016.70

 84606.70

107193.80

 112875.07

 118631.70

 124207.39

 129548.31

Основное   

мероприятие 7.1        

Совершенствование системы  подготовки специалистов со средним профессиональным   образованием, повышение    квалификации и             профессиональная           переподготовка медицинских ифармацевтических работников

всего за счет      собственных доходов областного бюджета 

 60916.70

 60916.70

 81923.00

  86824.37

  91252.40

  95541.29

  99649.61

Основное   

мероприятие

7.2        

Реализация мероприятий,    направленных на развитие   кадрового потенциала отрасли

всего за счет      собственных доходов областного бюджета 

 17100.00

 23690.00

 25270.80

  26050.70

  27379.30

  28666.10

  29898.70

 

Приложение 2

к Подпрограмме 7

 СВЕДЕНИЯ

О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ПОДПРОГРАММЫ 7

 

 N

п/п

Задачи, направленные на

достижение цели        

Наименование индикатора    

(показателя)               

    Ед. измерения   

                          Значения показателей                         

 2012 

 2013 

 2014 

 2015 

 2016 

 2017 

 2018 

 2019 

  2020 

 1

           2           

             3             

          4         

   5  

   6  

   7  

   8  

   9  

  10  

  11  

  12  

   13  

1.

Снижение дефицита      медицинских кадров, в  том числе за счет      снижения оттока кадров из государственной     системы здравоохранения

показатель обеспеченности  врачебными кадрами         

на 10 тыс. населения

  31.5

  32.5

  33  

  33.7

  33.8

  33.9

  34  

  34.1

   34.2

показатель обеспеченности  медицинскими работниками со средним медицинским        образованием               

на 10 тыс. населения

 100.5

 101  

 101  

 101.2

 101.4

 101.6

 101.8

 102  

  102.2

доля выпускников           профессиональных           образовательных организаций, трудоустроенных в          государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества          выпускников текущего года  

       процент      

  67  

  70  

  73  

  75  

  78  

  80  

  82  

  85  

   87  

2.

Устранение дисбаланса в соотношении врачи/     средний медицинский    персонал               

соотношение врачи/средний  персонал                   

     коэффициент    

1/3.4 

1/3.5 

1/3.6 

1/3.7 

1/3.8 

1/3.9 

1/4.0 

1/4.0 

1/4.0  

3.

Совершенствование      системы практической и постдипломной подготовки медицинских и    фармацевтических       работников             

количество подготовленных  специалистов по программам дополнительного медицинскогои фармацевтического        образования в              государственных            образовательных организациях высшего образования        

 количество человек 

1400  

1440  

1450  

1450  

1455  

1455  

1455  

1455  

 1455  

количество подготовленных  специалистов в интернатуре и ординатуре в государственных образовательных организациях высшего образования        

 количество человек 

 101  

 106  

 116  

 126  

 128  

 130  

 133  

 135  

  140  

количество подготовленных  специалистов по программам дополнительного медицинскогои фармацевтического        образования в              государственных            образовательных организациях дополнительного            профессионального          образования                

 количество человек 

  65  

  60  

  60  

  60  

  60  

  60  

  60  

  60  

   60  

количество подготовленных  специалистов по программам дополнительного медицинскогои фармацевтического        образования в              государственных            профессиональных           образовательных организациях

 количество человек 

3663  

3500  

3550  

3600  

3650  

3700  

3800  

3900  

 4000  

4.

Совершенствование      целевой контрактной    подготовки врачебных   кадров               

доля выпускников высших   учебных заведений,         обучавшихся в рамках целевой подготовки и трудоустроенных после завершения обучения вгосударственные учреждения здравоохранения области,   выдавшие целевые направления

       процент      

  85  

  90  

  95  

  98  

 100  

 100   

 100  

 100  

  100  

5.

Разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических     специалистов           

доля аккредитованных       специалистов               

       процент      

   0  

   0  

   0  

   0  

  20  

  40  

  60  

  80  

  100  

6.

Повышение престижа     медицинской профессии и привлечение выпускников общеобразовательных школ области в медицинские  образовательные        учреждения             

соотношение средней        заработной платы врачей и  иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское                (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное    образование, предоставляющих медицинские услуги         (обеспечивающих            предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в области            

       процент      

 125.7

 116.8

 121.9

 137  

 159.6

 200  

 200  

 200  

  200  

соотношение средней        заработной платы среднего  медицинского                (фармацевтического)        персонала (персонала,      обеспечивающего            предоставление медицинских услуг) и средней заработнойплаты в области            

       процент      

  63  

  61.9

  64.5

  79.3

  86.3

 100  

 100  

 100  

  100  

соотношение средней        заработной платы младшего  медицинского персонала     (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в области            

       процент      

  29.2

  28  

  35  

  52.4

  70.5

 100  

 100  

 100  

  100