Департамент здравоохранения

Вологодской области

Приемная департамента:
Телефон: 8 (8172) 23-00-70
Факс: 8 (8172) 23-00-70
Вологда, Предтеченская 19

Горячая линия по вопросам лекарственного обеспечения льготных категорий граждан

8 (8172) 53-00-44

Телефон горячей линии по вопросам организации медицинской помощи

8 (8172) 23-00-76 (доб.6217)

График работы:
понедельник - пятница
с 10:00 до 12:00
с 14:00 до 16:00
Телефон горячей линии по обезболивающей терапии

8 (8172) 21-54-72

График работы:
круглосуточно

Решение коллегии

             ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ

 

от   08.04.2015                                                                                        №      1                                                               

О подведении итогов

 деятельности отрасли здравоохранения

 в 2014 году и задачах на 2015 год

 Приоритетными направлениями деятельности департамента здравоохранения остаются улучшение демографической ситуации, достижение устойчивой положительной динамики состояния здоровья жителей области и повышение качества и доступности медицинской помощи.

Демографическая ситуация в Вологодской области по итогам 2014 года характеризуется положительной динамикой. По данным за 2014 год показатель смертности от всех причин составил 14,8 на 1000 человек (-1,6% по сравнению с 2013 годом).

Отмечается незначительное снижение показателя рождаемости на 298 человек (1,8 %) меньше, чем в 2013 году. Показатель естественной убыли населения остался на уровне 2013 года -1,2.

Среди показателей, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598, по итогам 2014 года отмечается достижение плановых показателей «дорожной карты»:

- снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения до 825,5 на 100 тысяч населения (- 7,5% к показателю 2013 года, плановый показатель «дорожной карты» - 825,5 на 100 тыс. населения);

- показатель смертности от туберкулеза – 5,6 на 100 тыс. населения (+3,7 к показателю 2013 года, в соответствии с «дорожной картой» - 7,0 на 100 тыс.населения);

- показатель младенческой смертности – 7,6 на 1000 родившихся живыми (-24,8 к показателю 2013 года, в соответствии с «дорожной картой» - 8,0 на 1000 родившихся живыми).

Отмечается недостижение плановых показателей «дорожной карты»:

- показатель смертности от онкологических заболеваний – 221,0 на 10 тыс. населения (+3,0% к показателю 2013 году, плановый показатель «дорожной карты» - 210,0 на 100 тыс. населения);

- показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий – 10,8 на 100 тыс. населения (-13,6% к показателю 2013 года, в соответствии с «дорожной картой» - 10,2 на 100 тыс. населения).

Для оказания медицинской помощи жителям области при сосудистых заболеваниях организована работа 4 первичных сосудистых отделения на базе БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1», БУЗ ВО «Вологодская областная больница № 2», БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ», БУЗ ВО «Тотемская ЦРБ», продолжается оказание медицинской помощи  на базе БУЗ ВО МСЧ «Северсталь».

С октября 2014 года на базе БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» начал работу региональный сосудистый центр, который оснащен современным оборудованием, в том числе системой нейронавигации для идентификации кровоизлияний для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

В 2014 году в Вологодской области проведено 368 тромболизисов (из них 107 бригадами скорой медицинской помощи, и 197 стентирований коронарных артерий). План 2015 года - 2500 коронарографий, 525 стентирований и проведение  тромболитической терапии при ОИМ в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи при ОКС в 25% случаев.

В целях снижения смертности от злокачественных новообразований в 2014 году проводились скрининговые мероприятия по выявлению злокачественных новообразований на ранних стадиях (приказ департамента здравоохранения области № 551) . Для медицинских работников проведено 2 обучающие конференции по раннему выявлению онкологических заболеваний, дополнительно подготовлено 2 онкоответственных.

В рамках мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями приобретено необходимое лечебно-диагностическое оборудование для структурных подразделений БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер», завершен ремонт операционных блоков, отделения анестезиологии и реанимации, велись работы по капитальному ремонту поликлиники диспансера.

В рамках мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в области продолжают работу травматологические центры первого уровня (на базе БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница») и второго уровня (на базе БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ»),  в них в 2014 году оказана медицинская помощь 261 пациенту с тяжелыми сочетанными автодорожными травмами, проведено 283 оперативных вмешательства. Продолжили работу травматологические центры в межрайонных центрах г.г. Череповец, Великий Устюг.

Заболеваемость туберкулезом населения области (с учетом лиц БОМЖ, осужденных, мигрантов) составила 32,6 на 100 тыс. населения (2013г. - 32,3), постоянного населения - 26,4 на 100 тыс. населения (2013г. – 27,0). Отмечается  увеличение показателя смертности от туберкулеза общего населения области (с учетом лиц БОМЖ, осужденных, мигрантов) с 5,4 до 5,6 на 100 тыс. населения. Темп роста смертности от туберкулеза до 1 года наблюдения за 2014 год составил 80,0%, что свидетельствует о дефектах работы общей лечебной сети по своевременному выявлению туберкулеза.

Большое внимание уделялось мероприятиям, направленным на снижение младенческой смертности. Департаментом здравоохранения области разработаны нормативные документы по совершенствованию маршрутизации перинатальной помощи; разработан план мероприятий по снижению младенческой смертности, внедрен еженедельный мониторинг в режиме селекторных совещаний исполнения маршрутизации. В 2014 году внедрен новый Порядок проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития плода (обследовано 5775 женщин или 37,9%).

С 2013 года проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения. В 2014 году обследование прошли почти 200,0 тыс. человек, выполнение годового плана составило 88,2%.

В 2014 году департаментом здравоохранения проводилась большая работа по  реализации мероприятий по привлечению медицинских кадров:

- повысился престиж профессии медицинского работника для выпускников общеобразовательных школ области, что подтверждается увеличением количества выданных целевых направлений в медицинские вузы на 74 направления по сравнению с 2013 годом;

- в рамках целевой контрактной подготовки увеличилось количество «целевиков» с 132 чел. в 2013 году до 154 чел. в 2014 г.;

- после пятилетнего перерыва увеличился конкурс  при поступлении в медицинские колледжи области  с 2,4 человека на место в 2013 г. до 2,9 в 2014 г.

- доля выпускников медицинских вузов, трудоустроенных после обучения в учреждениях здравоохранения области, выдавших целевое направление, в 2014 году составила 88,5%. (2013г. – 87,4%); выпускников медицинских колледжей – 92,5% (2013 – 82,6%).

Несмотря на достигнутые результаты, остается актуальным вопрос обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

За 2014 год объем финансирования отрасли за счет всех источников вырос по сравнению с 2013 годом на 1,6 млрд. рублей (11,5 %), в том числе за счет:

средств обязательного медицинского страхования  - на 18,9 %;

средств от предпринимательской деятельности -  на 4,8 %;

средств областного бюджета - на 3,3 %.

Тем не менее, в 2014 году наблюдается увеличение дефицита Программы государственных гарантий в части областного бюджета (с 31,1 % в 2012 году до 44,2 % в 2014 году).

Из-за дефицита отрасль здравоохранения испытывает значительные затруднения:

- с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан и прежде всего страдающих орфанными заболеваниями;

- с погашением судебных исков по устранению замечаний Роспотребнадзора и Пожарной инспекции (в 2014 году минимальная потребность – 111,8 млн. руб.);

- с отсутствием инвестиционной составляющей на приобретение крупного оборудования (свыше 100,0 тыс. руб. за единицу);

- с резким дисбалансом в финансировании хозяйственной деятельности между учреждениями, работающими в системе ОМС  и учреждениями, финансируемыми за счет областного бюджета, в том числе на медикаменты и питание.

Несмотря на это в  целом  по отрасли объемы  оказания медицинской помощи в 2014 году выполнены.

По исполнению показателей по Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» за 2014 год плановые значения были достигнуты по соотношению средней заработной платы врачей (план 130,7%; факт 146,6%) и средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (план 76,2%; факт 76,0%) к средней по экономике. По заработной плате младшего медицинского персонала показатель недовыполнен (план 51,0%; факт 43,8%). Отмечается не всегда обоснованный рост заработной платы по прочему персоналу. В структуре фонда оплаты труда только 22,3 % составляют должностные оклады, а стимулирующие и компенсационные выплаты 77,7 %.

  КОЛЛЕГИЯ  РЕШИЛА:

 1. Информацию докладчиков принять к сведению.

2. Департаменту здравоохранения области:

2.1. Инициировать принятие закона области, предусматривающего меры социальной поддержки для врачей в виде предоставления единовременной выплаты для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита – 150 тыс. руб. и ежемесячных выплат для погашения обязательств по ипотечному кредиту – 5 тыс. руб. и проект закона области, предусматривающий единовременную выплату – 50 тыс. руб. фельдшерам.

2.2.    Подготовить изменения в нормативную базу по оплате труда с целью формирования новой структуры оплаты труда медицинского персонала с увеличением должностных окладов не ниже уровня МРОТ.

3. Главным врачам учреждений здравоохранения области:

3.1. Обеспечить исполнения планов по снижению смертности от ИБС, ЦВБ, ДТП, злокачественных новообразований, заболеваний органов дыхания, пищеварения и туберкулеза.

3.2. Организовать мониторинг мероприятий по снижению смертности в соответствии с утвержденными показателями.

3.3. Обеспечить 100% выполнение объемов диспансеризации определенных групп взрослого населения, уделив особое внимание качеству проведения диспансеризации.

3.4. Усилить контроль за соблюдением норм этики и деонтологии в подведомственных медицинских организациях.

3.5. Провести подготовку к переходу на оплату труда медицинской помощи в системе ОМС на основе клинико-статистических групп (КСГ) болезней.

3.6. Обеспечить эффективное использование имущества, в том числе сдачу в аренду свободных площадей.

3.7. Принять меры по уменьшению времени простоя оборудования.

3.8. Принять меры по отчуждению неиспользованных земельных участков, коммунальных сетей, излишних площадей с передачей их в областную казну или в муниципальную собственность.

3.9. Проводить постоянный анализ дебиторской и кредиторской задолженности, особенно просроченной и принять меры по их уменьшению.

4. Департаменту здравоохранения области совместно с главными врачами учреждений здравоохранения области:

3.1. В рамках реализации Государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» обеспечить контроль выполнения мероприятий, направленных на снижение смертности.

3.2. Продолжить работу со СМИ и общественными организациями в освещении работы отрасли.

3.3.         Продолжить работу по реализации  программы «Земский доктор»,  целевой контрактной подготовке  специалистов для здравоохранения области.

3.4.    Обеспечить достижение показателей заработной платы медицинского персонала по дорожной карте с учетом оптимизации численности отдельных категорий работников (младшего и прочего) и соблюдение соотношения заработной платы руководителей с основным персоналом не выше 6 раз.

3.5.    Провести работу по централизации закупок ЛПУ на основе АВС-XУZ анализа.

4. Департаменту здравоохранения области совместно с ТФОМС, страховыми медицинскими организациями, БУЗ ВО «МИАЦ» и главными врачами учреждений здравоохранения области организовать внедрение МИС, в т.ч. электронной медицинской карты, телемедицинских технологий.

5. Департаменту здравоохранения области совместно с органами местного самоуправления:

5.1. Продолжить работу по привлечению медицинских работников в отрасль здравоохранения, в том числе предоставление служебного жилья, компенсаций за съемное жилье и развитие механизмов ипотечного кредитования.

5.2. Продолжить работу по созданию условий по привлечению и закреплению медицинских кадров в учреждения здравоохранения городов и сёл.

  1. Департаменту здравоохранения и руководителям образовательных и  лечебных учреждений продолжить реализацию комплекса мероприятий по повышению престижа профессии медицинского работника и  профориентационной работы по привлечению молодежи для поступления в медицинские колледжи и трудоустройству после их окончания в лечебные учреждения области.

 

 

Начальник департамента                                                               

здравоохранения области,

председатель коллегии                                                                      И.Н. Маклаков       

 

Секретарь коллегии                                                                             М.А. Супрун